fbpx

Интервью И.А. Шевич редакции журнала "Оптический Magazine" 2№1(25) 2025
♦️Почему трудно обучать взрослых?

🙍‍♀️У взрослых есть уже свой жизненный опыт и представление о том, что и как должно быть. Часто в оптику приходят на работу люди из дру-гой профессии. И им понравилось, их затянуло, они начали учиться. Таких учить легко, потому что они просто «вгрызаются» в информацию, задают много вопросов, хотят докопаться до сути, а не просто выписать очки «на коленке». Им «стыдно не знать». Или говорят: «Я хочу спать спокойно, чтобы знать, что всё сделала правильно». Наша профессия позволяет людям хорошо видеть. Ты сразу видишь результат: у челове-ка буквально «открываются глаза», он смотрит на мир по-другому. Это вдохновляет. И когда взрослые люди приходят к нам за таким резуль-татом, учить их легко

Сложно бывает, когда руководитель решил, что коллектив будет учиться! А там есть опытные врачи с большим стажем работы, бывают и к.м.н. и д.м.н., оперирующие хирурги, а им говорят: «Идите все учить оптометрию». Вот, тут мы сталкиваемся с сопротивлением, спровоцированным тем, что смешиваются компетенции разных специалистов. Я думаю, каждый должен заниматься своим делом, тогда и сопротивления обучению будет меньше.

Но бывает и так, что сотрудники привыкли жить спокойно: «Мы 15 лет работаем, у нас все хорошо, жалоб на очки нет, мы и так все знаем». Вот это самые сложные люди. Они не хотят ничего менять в своей размеренной жизни. С одной стороны, это понятно. Мы так устроены, что хотим обезопасить себя, а все новое вызывает тревогу. Неизвестно, к какому результату приведет обучение. Появляется больше вопросов, чем ответов, и поэтому наша программа рассчитана на постепенное, поэтапное обучение. Начинаем с теории и обязательно включаем практику, сначала дистанционную, и потом обязательно «живую»

Мы не диктуем, как действовать, не говорим, что нужно делать только так и никак иначе. Со взрослыми людьми лучше опираться на их опыт и давать возможность попробовать по-другому, сравнить разные методики и объяснить, в чем суть. В процессе практических занятий они сами уже это видят и понимают. Но если кто-то сомневается и настаивает, что он будет делать по-другому, его «так учили», то смотрим вместе, работает ли его метод или нет

♦️Часто в процессе обучения возникает некий порог, потолок, дальше человек не идет. Особенно это заметно в изучении ино-странного языка. И наступает регресс.

🙍‍♀️Это хороший вопрос. Такой регресс – это закономерность, описанная американским психологом Бандурой, который объяснил, как идет процесс обучения и изобразил его в виде диаграммы, так называемой «кривой Банду-ры». Нам кажется, что обучение должно идти по нарастающей, мы будем узнавать что-то новое, развиваться, и кривая процесса будет плавно идти вверх. На самом деле, образование идёт волнами: человек сначала получает новую информацию, ему интересно, он взбодрился, мотивирован. Это – этап вдохновения. А потом, на фоне новых знаний, вдруг начинаются сложности: человек не может разобраться до конца, возникает масса мелких вопросов, а ответить на них некому. И человек проваливается в «яму», не знает, что делать, теряет уверенность и возвращается к привычным схемам, делая все как раньше. И всё – деньги собственника потрачены впустую

Вместо того, чтобы «бодрить» сотрудников, нужно чтобы они получили хорошее комплексное обучение. Только когда происходит трансформация мышления, когда человек проходит через эти «ямы», а мы ему в этом помогаем, переводим его на другой уровень и там еще раз закрепляем знания и навыки, он уже никогда не вернется назад, к тому, с чего начинал

♦️Через какое время наступает такая яма?

🙍‍♀️Это зависит от того, чему и как человек учится. Это может наступить и через три дня после короткого семинара. Если сегодня он посидел, послушал, вышел и вообще не стал даже повторять материал, в памяти ничего не останется – только некий всплеск эмоций о хорошо проведенном времени

♦️Звучит неоптимистично для руководителя оптики
🙍‍♀️ Естественно. Мне, например, кажется странным, что руководители оптики тратят деньги на оборудование, понимая, что без него ничего не состоится, но не понимают, что без грамотного специалиста, само по себе это оборудование не работает. Купили приборы: один, другой, третий. Поставили. Но сами они клиента не обслужат. Нужны люди, которых надо научить. И это инвестиции в тот же самый бизнес, потому что только образованные сотрудники смогут развить компанию и поднять ее на следующую ступень

♦️Как долго идёт разработка курса и адаптация его для преподавания?

🙍‍♀️По-разному. Мы уже в течении нескольких месяцев обновляем наш «Алгоритм». Проверяем каждое слово в презентации, стараемся записать текст так, чтобы все было чётко и понятно, разрабатываем дополнительные задания, тесты, вопросы

♦️Учебник не хотите написать?
🙍‍♀️Хочу, но времени не хватает (смеется). Надо выделить какое-то время, чтобы я сделала это. Я очень серьезно отношусь к печатному слову – меня так учили.

♦️Сколько примерно учеников через вас прошло? Или слушателей, как правильно?
🙍‍♀️Сколько – не знаю точно, тысячи врачей и оптометристов уже работают по «Алгоритму», который я начала составлять более 15 лет назад. А так у нас «слушатели», коллеги

♦️Во всей мировой оптической индустрии есть проблема – как привлечь в оптики молодежь. Как на вашем процессе ощущается нехватка кадров?
🙍‍♀️Я знаю из разговоров с руководителями, что молодёжь часто не умеет считать, а нам ведь приходится делать транспозицию, складывать «плюс» и «минус». Я рекомендую такие задачки давать при собеседовании. Сложно, потому что много информации приходится запоминать.
Сейчас в оптику идут работать люди старше 35-40 лет, представители самых разных профессий – от кондитера, стюардессы до менеджеров разных специальностей. Вот, они заинтересованы в обучении, и нужно составлять программы для них

♦️У вас сейчас есть возможность обратиться к своим потенциальным слушателям. Чтобы вы им сказали?
🙍‍♀️ Я желаю прислушаться к себе: точно ли вам нравится то, чем вы занимаетесь, и вы хотите повышать свой профессионализм в этой области. Если вы хотите идти дальше и углубляться в тему оптометрии, то мы готовы вам помогать

#optiklass #оптометрия #обучениеоптометрии

19 апреля 2025    
Добавить отзыв/комментарий
Введите ваше Имя

Защитный код
Обновить

Лицензия на осуществление деятельности по программам дополнительного профессионального образования № Л035-01298-77/00671169, от 17 августа 2023

© 2017 Все права защищены, при использовании материалов сайта, ссылка на сайт обязательна - Политика конфиденциальности; Договор оферты